Обзор сложившейся практики регулирования электронных денег

      Комментарии к записи Обзор сложившейся практики регулирования электронных денег отключены

Способность электронных денег нарушить целостность и стабильность финансовой системы, а также приносить убытки хозяйствующим субъектам определяет необходимость их регулирования, а также разработки новых подходов к регулированию электронных денег. // Горюков Е.В., кандидат экономических наук, ведущий специалист отдела по работе с корпоративными клиентами ОАО «ИМПЭКСБАНК» (филиал «Ивановский», г.Иваново).  Котина О.В., кандидат экономических наук, аналитик ОАО КИБ «ЕВРОАЛЬЯНС», г.Иваново. Специально для Банкир.Ру.

Зарубежная практика регулирования электронных денег

Регулирование электронных денег можно охарактеризовать через пять основных компонентов регулирования: объект, субъект, цели, инструменты итехнология регулирования.

Объектом регулирования выступают как сами электронные деньги, так и частные финансовые институты, выпускающие их в обращение.

В качестве субъектов регулирования электронных денег на практике может рассматриваться деятельность центральных банков стран «Группы десяти» (G-10), Европейский центральный банк (ЕЦБ), Банк России, а также Банк международных расчетов, являющийся международным финансовым институтом.

Рабочей группой, действующей под эгидой центральных банков стран «Группы десяти» (G-10), были сформулированы следующие основные цели регулирования электронных денег [1]:

—        ограничение системного и прочих рисков, которые угрожают стабильности финансовых рынков или могут подорвать доверие к платежной системе;

—        обеспечение  клиентам адекватной защиты от мошенничества, недобросовестной деятельности, финансовых потерь, а также излишнего посягательства в личные дела;

—        поддержка развития в интересах предпринимателей и потребителей эффективных, малорисковых, недорогих и удобных методов оказания финансовых и платежных услуг;

—        обеспечение способности центрального банка проводить денежно-кредитную политику;

—        не препятствовать органам власти предотвращать и выявлять перемещения денежных средств, ассоциирующихся с преступной деятельностью.

В отдельных странах эти цели сформулированы по-другому; кроме того, они могут иметь дополнительные специальные цели (так называемые, «подцели»), например, создание справедливых конкурентных условий для участников системы электронных денег 9прежде всего, эмитентов) или предотвращение «регулирующего арбитража». В любом случае конечный смысл регулирования электронных денег для всех стран будет одинаков, различными будут лишь технологии и инструменты, применяемые органами регулирования разных стран.

Обзор существующих политик по регулированию систем электронных денег в различных странах приведен в Таблице (см. в конце).

По результатам анализа зарубежной практики регулирования условно можно выделить два основных подхода к регулированию электронных денег: либеральный и консервативный.  Первый подход реализуется Федеральной резервной системой США, второй – Европейским центральным банком для стран ЕС.

Анализ американской практики регулирования электронных денег

Суть первого подхода, основанного на принципах саморегулирования и проповедуемого Федеральной резервной системой США, сводится к следующему:

u      во-первых, к установлению общих правовых рамок функционирования систем электронных денег;

u      во-вторых, к отсутствию строгой регламентации деятельности эмитентов электронных денег;

u      в-третьих, к созданию условий для свободной конкуренции в данном секторе экономики.

Иными словами, органы регулирования в США жестко стоят на позиции невмешательства в развитие частных систем электронных денег.

В подтверждение вышесказанного приведем ряд высказываний, сделанных президентом и вице-президентом Федеральной резервной системы США, А. Гринспеном и А. Блиндером, а также сотрудником Контролера денежного обращения [2] Людвигом:

—       «…регулирующая роль властей должна обеспечивать наличие эффективных систем управления рисками в частном секторе. Поскольку финансовые системы стали более сложными, детализированные правила и стандарты стали и обременительными, и неэффективными, если не контрпродуктивными. Если мы желаем способствовать развитию финансовых инноваций, мы не должны устанавливать правила, которые их тормозят. Я особо подчеркиваю, что мы не должны препятствовать развитию нашей новейшей инновации, электронных денег.»;[3]

—       «…от имени ФРС США, я хочу ясно определить, что ФРС США не имеет ни малейшего желания препятствовать развитию отрасли, сдерживать ее рост регулированием. Наоборот, ФРС поддерживает и будет поддерживать инновации в платежных технологиях, которые приносят выгоду предпринимателям и потребителям.»;[4]

—       «…развитие электронных денег дает начало важным и законным сферам государственного интереса. …В то же самое время, органы власти должны быть очень внимательны в том, чтобы не препятствовать развитию свободного рынка».[5]

На практике вышеизложенное нашло свое отражение в следующем. Эмитентами электронных денег могут быть любые финансовые институты (не только банковские). Для начала эмиссии электронных денег им не требуется какого-либо специального разрешения.

Деятельность эмитентов не регламентируется какими-либо специальными нормативными актами, хотя отдельные штаты могут вводить специальные нормативы к небанковским эмитентам электронных денег.

В настоящее время в отношении эмитентов электронных денег на аппаратной основе применяются следующие два нормативных документа: Правило «Е» (ограничение обязательств при электронных платежах) и Правило «Z» (защита интересов клиента).[6]

Для справки

Правило «Е» (амер. Regulation E) представляет собой распоряжение Федеральной резервной системы США, устанавливающее правила и процедуры электронных денежных переводов.

Правило «Z» (амер. Regulation Z) – это распоряжение Федеральной резервной системы США, однако требующее, чтобы любой клиент, обращающийся за потребительским кредитом, получил полную и достоверную информацию о его стоимости.

Правило «Е», разработанное еще в 1978 году, призвано защищать интересы клиентов и определяет как основные права и обязанности клиентов, так и права и обязанности «финансовых институтов» при совершении электронных операций со счетам клиента. При этом термин «финансовый институт» трактуется достаточно широко. Поэтому большинство эмитентов электронных денег на аппаратной основе в основном попадают под положения Правила «Е».

Правило «Е» регламентирует следующие направления деятельности эмитентов электронных денег на аппаратной основе [7]:

  •         устанавливает правила для получения разрешения на выпуск электронных денег;
  •         определяет условия и сроки раскрытия информации по выпускаемым электронным деньгам;
  •         требует предоставление документации о поступлении денежных средств и периодические отчеты о состоянии счетов;
  •         устанавливает четыре лимита по обязательствам перед клиентами;
  •         детализирует порядок разрешения споров с клиентами.

К электронным кошелькам с максимальной суммой хранения $ 100 требования Правила «Е» не применяются. В отношении электронных кошельков с более высоким лимитом хранения требования Правила «Е» применяются в зависимости от типа системы электронных денег. Эмитенты «офлайновой неучитываемой системы электронных денег»  [8] предоставляют только начальную информацию.

В «онлайновых системах электронных денег» [9] в отношении эмитентов применяются более строгие меры: они предоставляют отчеты о поступлении денежных средств и согласовывают лимиты по обязательствам перед клиентами.

Для справки

Офлайновая неучитываемая система электронных денег: в данной системе при совершении операции отсутствует прямая связь с эмитентом электронных денег (разрешение на проведение операции основывается только на электронной стоимости, содержащейся на карте) и индивидуальные операции не отслеживаются.

Онлайновая система электронных денег: в подобной системе при совершении операции устанавливается связь с эмитентом и все индивидуальные операции отслеживаются в центральной базе данных.

Окончание следует.

Таблица

Обзор политик по регулированию электронных денег в различных странах (представлены по основным направлениям регулирования) [10]

Страна

Мошенничество, убытки, споры

Требования по раскрытию информации

Страхование депозитов или другие гарантии

Конфиденциальность

Меры по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем

Требования по лицензированию

Пруденциальные требования для эмитентов

Проверки, внутренний контроль, безопасность информационных систем

Бельгия

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Программа добровольной банковской ассоциации по урегулированию споров может быть применима для электронных денег

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Необходимость применение программы страхования депозитов к электронным деньгам находится на этапе рассмотрения.

Директива ЕС по защите личных данных.

Законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении кредитных институтов.

Нет законодательных ограничений по выпуску электронных денег. Только кредитные институты выпускали электронные деньги. Для выпуска электронных денег не требуется специального разрешения.

Для кредитных институтов те же самые, что и для других видов банковской деятельности

Процедуры, применяемые для кредитных институтов. Национальный Банк Бельгии собирает статистическую информацию от операторов систем электронных денег два раза в год. Проводится неофициальный аудит систем электронных денег.

Канада

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Банковский омбудсмен.[11]

Банковская ассоциация развивает стандарты безопасности мошенничества с электронными деньгами на аппаратной основе.

Раскрытию подлежат все расходы (тарифы) по обслуживанию, включая расходы по переводы электронных денег с депозитных счетов. Кроме того, требуется указать права и обязанности клиента (владельца электронных денег)

Необходимость применение программы страхования депозитов к электронным деньгам находится на этапе рассмотрения.

Финансовые институту приняли в 1997 году кодекс о защите личных данных, разработанный канадской ассоциацией стандартов. Канадская платежная ассоциация использует общие требования по конфиденциальности.

Меры по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются если эмитент является финансовым институтом.

Нет ограничений на выпуск электронных денег не финансовыми институтами (пока выпуск электронных денег производят только финансовые институты, имеющие право привлекать депозиты). Санкционирование финансовым институтам может потребоваться для открытия дочерней структуры.

В отношении финансовых институтов применяется существующее законодательство и пруденциальные требования, включая требования достаточности капитала.

Процедуры, применяемые для кредитных институтов.

Франция

Общее применение гражданского кодекса (ошибки и споры) и правил для кредитных институтов (убытки и мошенничество).

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Программа страхования депозитов применяется и в отношении электронных денег.

Общее применение гражданского кодекса, французского банковского законодательства. Требуется согласие клиента для предоставления личных сведений

Законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении кредитных институтов.

Французское банковское законодательство требует, чтобы эмитентами электронных денег были кредитные институты, за исключением одноцелевых предоплаченных карт. Кредитным институтам не требуется специального разрешения для выпуска электронных денег, но любая схема должна быть представлена на утверждение в Банк Франции.

Пруденциальные требования, установленные для банков

Те же самые процедуры, что установлены для кредитных институтов (проверки на местах, внутренний контроль, аудит информационной безопасности).

Германия

Общее применение гражданского кодекса.

Программа омбудсмена.

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Правила для кредитных организаций.

Общее применение гражданского кодекса.

Законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении кредитных институтов.

Эмитентами электронных денег могут быть только кредитные институты, за исключением одноцелевых предоплаченных карт. Для выпуска многоцелевых предоплаченных карт и сетевых электронных денег кредитным институтам не требуется специального разрешения. Эмитенты предоплаченных карт могут быть освобождены от требований лицензирования.

Требования относительно минимального размера собственного капитала, требования по платежеспособности и ликвидности кредитных институтов. Модифицированные требования возможны для институтов, которые занимаются только выпуском электронных денег.

Кредитные институты направляют ежемесячно отчетность в Бундесбанк, а также годовую отчетность заключение аудиторов.

Италия

Общее применение гражданского кодекса и банковского закона 1993 года.

Законы саморегулирования банковской деятельности применимы к электронным деньгам.

Банковский омбудсмен.

Регулирующие органы планируют требовать раскрытия широкой информации для клиентов.

Программа страхования депозитов применяется и в отношении электронных денег.

Директива ЕС по защите личных данных.

Законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении кредитных институтов.

Эмитентами электронных денег могут быть только кредитные институты. Кредитным институтам не требуется специального разрешения для выпуска электронных денег.

Требования аналогичны тем, что установлены для других видов банковской деятельности

Стандарты проверок аналогичны тем, что установлены для кредитных институтов.  К системам электронных денег применяется дистанционный контроль. Банк Италии рассматривает необходимость введения специальной системы безопасности информационных систем и требования внутреннего контроля.

Япония

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Финансовые и технологические компании разработали технические стандарты для компьютерных систем финансовых институтов по предупреждению мошенничества и убытков

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Закон о предоплаченных картах требует, чтобы информация о сроке и месте использования была раскрыта на карте.

Необходимость применение программы страхования депозитов к электронным деньгам находится на этапе рассмотрения.

По закону о предоплаченной карте, держатели карт имеют приоритетное право требования денежных средств, поэтому эмитенты должны депонировать денежные средства в Корпорации по страхованию вкладов.

Промышленные группы выпустили для финансовых институтов детальное руководство о защите личных данных клиентов.

Законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении кредитных и других институтов.

Ограничение выпуска электронных денег только кредитными институтами находится на стадии рассмотрения. По закону о предоплаченных картах эмитенты одноцелевых карт (эмитент и продавец – одно лицо) должны уведомить Министерство финансов, эмитенты многоцелевых предоплаченных карт должны зарегистрировать их Министерстве финансов.

Кредитные институты подчиняются закону о банковской деятельности. Эмитенты, согласно закону о предоплаченных картах, должны депонировать денежные средства в размере не менее 50 от выпущенного объема электронных денег в Корпорации по страхованию депозитов.

Кредитные институты на регулярной основе предоставляют отчетность о своей деятельности.

Нидерланды

Процедуры решения споров суда и банковского комитета применяются к электронным деньгам.

Голландское правительство признает меры саморегулирования.

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Необходимость применение программы страхования депозитов к электронным деньгам находится на этапе рассмотрения.

Банки, участвующие в системах электронных денег, разработали систему распределения убытков в случае неплатежеспособности одного из участников системы.

Директива ЕС по защите личных данных и голландский закон о регистрации личных данных.

Применяются законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, включая принцип «знать своего клиента» и сообщение о необычных операциях.

Эмитенты электронных денег рассматриваются в качестве кредитных институтов, которые должны получить разрешение от Банка Нидерланды. Исключение может быть сделано для одноцелевых карт. Компании, участвующие в системе электронных денег, но сами их не выпускающие, не рассматриваются в качестве кредитных институтов.

Эмитенты должны выполнять все требования, предусмотренные законом о надзоре за кредитной системой, включая требования ликвидности и достаточности капитала.

Те же самые процедуры, что установлены для кредитных институтов, включая квалификацию менеджмента и системных операторов. Проверки на местах и дистанционный контроль, внешний аудит.

Швеция

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Общее применение гражданского кодекса и правил для кредитных институтов.

Комитет по гарантированию вкладов определил, что система страхования вкладов применима к существующим предоплаченным картам, выпущенных банками.

Банки применяют общие законы о конфиденциальности личных данных.

Законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении кредитных институтов.

Нет ограничений на выпуск электронных денег. Пока только банки и другие кредитные институты выпускают электронные деньги. Банкам не требуется специального разрешения для выпуска электронных денег.

Банковские законы и процедуры регулирования, применяемые в отношении банков.

Стандартные банковские требования. Проверки на местах и дистанционный контроль, внешний аудит.

Швейцария

Общее применение гражданского и уголовного кодексов

Общее применение гражданского кодекса

Банки, участвующие в системах электронных денег, разработали систему распределения убытков в случае неплатежеспособности одного из участников системы.

Федеральный закон о защите данных, законы о банковской тайне, швейцарский уголовный и гражданский кодексы применяются и в отношении электронных денег

Закон по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении финансовых посредников, включая эмитентов электронных денег. Закон требует, чтобы финансовые посредники предоставляли любую информацию, позволяющую восстановить операции.

Власти не высказали своего мнения по вопросу выпуска электронных денег. Пока только банки и почтовые учреждения участвуют в системах электронных денег. По мнению Федеральной банковской комиссии, выпуск электронных денег связан с профессиональным предложением по привлечение денежных средств клиентов, которое имеют право делать только банки. Согласно законам по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, эмитенты электронных денег должны относиться к саморегулирующимися организациям, либо получить лицензию у специального государственного учреждения.

Закон о банковской деятельности точно определяет финансовые требования для банков, которые находятся под надзором Федеральной банковской комиссии.

Внешний аудит.

Великобритания

Разрешение споров и несправедливых условий согласно Закону о добросовестной конкуренции

Кодекс банковской практики регулирует убытки и ошибки банков и строительных обществ.

Добровольный банковский омбудсмен и предусмотренный законом омбудсмен строительных обществ.

Общие положения Кодекса банковской практики применяется к банкам и строительным обществам.

Необходимость применение программы страхования депозитов к электронным деньгам находится на этапе рассмотрения.

Закон о защите информации

Нормы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются и в отношении электронных денег. Требования сообщать о подозрительных операциях. Возможно отслеживание операции при проверке (аудите).

Банки подчиняются закону о банковской деятельности, строительные организации – закону о строительных организациях. Небанковским эмитентам электронных денег, которые не привлекают депозиты, разрешение не требуется. Небанковским организациям, участвующим в системе электронных денег и привлекающие депозиты, следует обратиться самим за разрешением, либо войти в состав предприятия, имеющего разрешение, которое будет ответственно за деятельность по привлечению депозитов.

Банковские законы и процедуры регулирования, применяемые в отношении банков.

Банки и строительные общества должны доказать реалистичность бизнес-плана, а также адекватность систем и контроля.

США

Применяется общее торговое право.

Возможность применения Закона об электронных денежных переводах к электронным деньгам на аппаратной основе находится на стадии рассмотрения в ФРС США.

Возможность применения к электронным деньгам на аппаратной основе требований раскрытия информации согласно Закону об электронных денежных переводах находится на стадии рассмотрения в ФРС США.

Федеральная корпорация по страхованию депозитов определила, что федеральная система страхования депозитов не применима к большинству электронных денег на аппаратной основе, выпущенных депозитными институтами.

Применяется федеральное законодательство и законы штатов.

Законы по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, применяются в отношении банков и других институтов. Возможность применения этих законов к электронным деньгам находится на стадии рассмотрения.

Банкам не требуется специального разрешения для выпуска электронных денег. Власти могут потребовать от банков создания отдельных объектов для осуществления данной деятельности. Власти могут потребовать, чтобы недепозитные институты для выпуска электронных денег получили лицензию.

Нет специальных финансовых требований в отношении банков, выпускающих электронные деньги. Некоторые штаты устанавливают инвестиционные стандарты для небанковских организаций, занимающихся денежными переводами. Возможность их применения к эмитентам электронных денег не ясна.

Проверки на местах, общие ежегодные проверки банков, включая безопасность информационных систем, внутреннего контроля. Некоторые штаты проверяют небанковские организации, занимающиеся денежными переводами, или устанавливают другие требования.

 

[1] Electronic money. Consumer protection, law enforcement, supervisory and cross border issues. Basel. BIS. 1997. – p.5.

[2] Контролер денежного обращения – федеральный орган контроля за регистрацией и регламентированием деятельности банков в США. (Пивовар А.Г. Большой финансово-экономический словарь. – М.: Экзамен, 2000. с. 193).

[3] Greenspan A. Remarks by the Chairman of the Federal Reserve Board, in: U.S. Treasury Conf. on Electronic Money and Banking: The Role of the Government, Washington, DC. 1996.

[4] Blinder A.S. Statement by the Vice Chairman of the Board of Governors of the US Federal Reserve System before the Subcommittee on Domestic and International Monetary Policy of the Committee on Banking and Financial Services, US House of Representatives. 1995.

[5] Ludwig E.A. Testimony of the Comptroller of the Currency before the Subcommittee on Domestic and International Monetary Policy of the Committee on Banking and Financial Services, US House of Representatives. 1995.

[6] Пивовар А.Г. Большой финансово-экономический словарь. – М.: Экзамен, 2000. – с. 793-794.

[7] Цит. по: Good B.A. Electronic money. Federal Reserve Bank of Cleveland. Working paper series № 97-16. 1997. – p. 17-18.

[8] В данной системе при совершении операции отсутствует  прямая связь с эмитентом электронных денег (разрешение на проведение операции основывается только на электронной стоимости, содержащейся на карте) и индивидуальные операции не отслеживаются.

[9] В подобной системе при совершении операции устанавливается связь с эмитентом и все индивидуальные операции отслеживаются в центральной базе данных.

[10] По материалам источника: Electronic money. Consumer protection, law enforcement, supervisory and cross border issues. Basel. BIS. 1997.

[11] Омбудсмен (от англ. Ombudsman) – неофициальный орган для урегулирования споров между банками и клиентами. (Пивовар А.Г. Большой финансово-экономический словарь. – М.: Экзамен, 2000. – с. 650).

Случайно подобранные статьи:

  • Как вырастить банкира?
  • 232-П: назад в ссср т.е. вперед к мсфо! (окончание)

2017 — 500 лет после Лютера [весь трактат одним файлом]


Статьи, которые будут вам интересны: