Сага об осаго — как застраховать автомобиль в волжском?

      Комментарии к записи Сага об осаго — как застраховать автомобиль в волжском? отключены

Есть ли шанс у водителя заставить страховую компанию оформить договор «автогражданки»?

В редакцию нашего интернет-издания в двадцатых числах июля обратился житель Волжского с «заезженной» в буквальном смысле проблемой: в местных филиалах страховых компаний снова невозможно получить полис ОСАГО. Буквально в день его обращения СМИ выдали новость о том, что реформа обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) наконец запущена – Владимир Путин подписал многострадальный закон.

Также сообщалось, что с октября 2014 года базовая цена обязательного полиса вырастет примерно на 500 руб. а с апреля 2015-го она увеличится еще раз, но на какую сумму – пока не определено. Эти два повода – обращение читателя и подписание Закона подвигли обозревателя «Пульса Волжского» еще раз вникнуть в проблему и попытаться найти выход для автовладельцев нашего города.

«Комната СТРАХа» для волжанина на колесах

Почти во всех местных филиалах страховых компаний, отвечая на вопрос: «Можно ли у вас сделать «автогражданку»?» фразой «Нет бланков полисов!», агенты, как бы оправдываясь, добавляли: «Вот примут новый закон, тогда…».

Итак, президент закон подписал. Жалобы страховщиков удовлетворены – цена полиса увеличивается, хотя размер единовременного увеличения цены полиса не будет превышать 30 по причине социальной значимости этого вида страхования.Сага об осаго — как застраховать автомобиль в волжском? Впрочем, согласно соцопросам, многие автовладельцы не против платить больше за полис «чистого» ОСАГО, но если не будет проблем с его оформлением, а выплаты – увеличат.

Подписанный закон об изменении системы ОСАГО учитывает и пожелания автолюбителей: с 1 октября 2014 года со 120 тыс. до 400 тыс. руб. вырастет лимит выплат по пострадавшему в ДТП имуществу, а с 1 апреля 2015-го со 160 тыс. до 500 тыс. руб. увеличиваются выплаты по ущербу жизни и здоровью. При этом должна быть введена единая методика определения ущерба.

Бумаги, конечно, подписаны, но до октября еще далеко, страховщикам, как выяснилось, пока еще много непонятного в этих изменениях, поэтому в Волжском полис ОСАГО по-прежнему оформить трудно.

Как рассказал обратившийся к нам в редакцию читатель с 30-летним водительским стажем, он попытался застраховать свой пятилетний ВАЗ-2107. «В прошлом году страховку оформлял в «Согласии», в вагончике возле МРЭО, заплатил 2395 рублей. В этом году в вагончике были уже представители «Росгосстраха», которые предложили полис ОСАГО за шесть тысяч! В эту сумму они включили и полис страхования жизни за 2000 рублей.

Без дополнительной страховки «автогражданку оформить отказались», – сообщил волжанин.

Он сел в свою «семерку» и стал искать другую компанию. В «Цюрихе» ему сказали, что страхуют, но только иномарки, а возраст водителя не должен превышать 40 лет (наш герой старше). В «Ресо-Гарантия» к 11 утра в очереди насчитывалось 95 человек. «Старожилы» рассказали, что в день оформляется всего шесть полисов. Поэтому каждый день надо приезжать и отмечаться в очереди, дабы не пропустить свой номер.

Волжанин попытался узнать у сотрудников компании, почему нельзя оформлять больше полисов, но ответа не получил.

Следующий визит автовладелец нанес в Волжский филиал компании «СОГАЗ». Здесь бланков тоже не оказалось, зато сотрудники любезно подсказалии, что в волгоградском офисе компании полисы есть, и если приехать туда к шести утра, к вечеру можно дождаться заветного зеленого листочка.

Чтобы прекратить свои мучения и не тратить попусту время, наш герой все в тех же вагончиках у МРЭО договорился с агентом фирмы «Альфастрахование», который оформил полис ОСАГО за 3800 рублей. Сумма эта сложилась из: 400 руб. – страхование жизни + 1000 руб. за доставку полиса из Москвы(!) + непосредственно сумма ОСАГО. В день, как выяснилось, здесь страхуют не более 30 человек.

Главные вопросы, на которые нас попросил найти ответ читатель: «Как получить полис ОСАГО без переплаты, и как вернуть деньги, если вас вынудили оплатить страхование жизни?».

У страховщиков свои проблемы

В поисках ответа пришлось, в первую очередь, поговорить со страховщиками. Ведь если они отказываются от клиентов, значит, им это не выгодно. Но почему?

Нам, обывателям, признаться, всегда казалось, что страховые компании «деньги лопатой гребут» с несчастных автомобилистов.

Вот, что удалось понять после долгого разговора с руководителем одного из филиалов «Росгосстраха», которая убедительно просила не называть ее имя и фамилию, к чему, собственно, я отнесся с пониманием.

Проблемы, с ее слов, начались еще в 2012 году после того, как были изменены правила получения полиса ОСАГО. Получить его стало можно только после прохождения техосмотра, отданного Госавтоинспекцией на откуп индивидуальных предпринимателей.  Смысл нововведений заключался в устранении бумажной волокиты и упрощении контроля за прохождением ТО транспортными средствами.

Все бы ничего, но возникли проблемы, по большей части, с владельцами старых машин.

Дело в том, что стоимость полиса ОСАГО рассчитывают по стажу и возрасту водителя, количеству лиц, допущенных к управлению, объему двигателя автомобиля и региона действия страховки. Повышающие коэффициенты страховщики начисляют за возраст автомобиля. Если авто относится к устаревшему автопрому (это касается машин старше трех лет), то коэффициент повышается, как минимум на 0,5 пункта.

Так, допустим, если автомобиль был выпущен больше 10 лет назад, то повышающая ставка будет равна 1,8. Несмотря на это плата за автострахование по старым автомобилям осталась невысокой, а выплаты по страховым случаям – ощутимые. Это не понравилось страховщикам в первую очередь.

Моя собеседница также пожаловалась на нас, обывателей: мол, вы думаете, что если сложить собранные страховыми агентами премии и вычесть из них выплаченные деньги, получится доход компании. Однако помимо этого имеется еще множество отчислений: к примеру, в компенсационный фонд, резервы на заявленные, но не урегулированные случаи, плюс налоги и т. д. Поэтому «автогражданский» бизнес стал для российских страховщиков убыточным.

С чем еще связана убыточность? Во-первых, сами тарифы не изменялись с 2003 года. За это время произошло многое: инфляция, повышение цен на запчасти, стоимости нормо-часа, плюс подорожание машин. Если в первом квартале 2014 года средняя выплата составляла 27 000 рублей, то в наступившем третьем квартале она составит уже 32-35 тыс. рублей.

Средняя премия остается на одном уровне – порядка 3500 рублей. Единственное, что менялось за всю историю существования ОСАГО в России, как было сказано выше, – это поправочные коэффициенты для некоторых регионов. К слову, весной этого года они были повышены и Волгоградской области, хотя и незначительно.

Просмотрев интернет-сайты, я нашел исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», которое оценило убыточность ОСАГО на декабрь 2013 года. Вместе с судебными издержками она составляла 95 процентов. «При нынешних темпах выплат уже в следующем (2014 – ред. ) году убыточность достигнет 100 процентов, если не увеличить тарифы», – такое мнение высказал заместитель гендиректора агентства Павел Самиев.

Прогноз агентства, по сути, сбылся, как и действия страховых компаний в этих условиях: «зарекомендовавшие себя страховые компании уйдут с рынка, а менее порядочные, чтобы защитить свой бизнес, будут сокращать выплаты или вовсе в них отказывать; другие под разными предлогами перестанут страховать».

Дефицита бланков нет! Проблема в самих страховщиках?

Таким образом, мы выяснили, что дефицит бланков полисов лишь следствие, причина – глубже, хотя и лежит на поверхности. Отказывая в обслуживании новым клиентам, страховые компании пытаются сократить свои расходы по ОСАГО.

– В наших филиалах проблем с бланками нет, они есть во всех страховых отделах, – признается моя собеседница. – Хотя никто не планировал увеличения обращений за полисами из-за сокращения продаж другими страховщиками. Кроме того, с 1 января 2014 года выведены из оборота бланки полисов ОСАГО серии ВВВ. Бланки новой серии ССС поступают в филиал, и ими мы обеспечиваем, в первую очередь, наших клиентов, которые приходят за продлением договоров ОСАГО. Но вынуждены при этом предлагать им

дополнительное страхование. Такое указание мы получили из головного офиса.

Юрист волжского филиала другой крупной страховой компании, с которым я также пообщался, высказал мнение, что остроту кризиса в ОСАГО могла бы оперативно снять отмена применения закона «О защите прав потребителей» к ОСАГО. По его словам, в Волгоградской области и, в том числе, в Волжском, «сложилась порочная практика массовой генерации судебных исков к страховым компаниям, которые обогащают юридических посредников – адвокатов, юридических консультантов и прочих».

Поясню более простым языком: мой собеседник сетует на действия различных юридических фирм и адвокатов, которые успешно через суды увеличивают размеры выплат автомобилистам по полисам ОСАГО.  Страховщики, понятное дело, несут непредвиденные расходы не только по непосредственным выплатам, но и затраты на оплату судебных издержек, штрафов, госпошлин. «В базовый тариф, действующий с 2003 года, эти расходы не были заложены, поэтому финансовый результат продаж ОСАГО просто убивает общий результат работы филиала», – говорит юрист страховой компании.

С другой стороны мы, автовладельцы, знаем, как не любят страховые компании реально оценивать наш ущерб при ДТП, как не любят, когда клиент требует оплатить ремонт автомобиля в дилерском центре, а не в «левом» сервисе, или когда  настаивает на оплате оригинальных деталей. Конечно, мы будем с ними за это судиться!

Хотя, справедливости ради, отметим, что только с начала 2014 года отделами полиции, в частности, следственным управлением по Волгограду, возбуждено 17 уголовных дел по факту мошенничества так называемых «автокомиссаров» и «автоюристов». Имеются в виду ситуации, когда «автоюристы», приезжавшие на место аварии, сразу отдавали автовладельцу какую-то сумму за причиненный ущерб, брали с него доверенность, а «остальную сумму», которая, как правило, заметно превышала сумму, отданную пострадавшему водителю, успешно отсуживали в судах.

Мошенничество же заключается в том, что в общую сумму включаются штрафы, пени, оплата юридического сопровождения, которая в арбитражном процессе при переуступке долга (договора цессии), к примеру, разбивается на несколько частей и может составлять 30-40 тысяч рублей. По документам эти деньги «получали» автовладельцы, а на деле – жулики.

Но вот письма из налоговой с указанием отсутствия декларации по указанию дохода и, соответственно, уплате налога на полученную прибыль, получали все-таки автомобилисты. Ведь по закону «чистая» выплата по ОСАГО или КАСКО не облагается таковым, а вот от получения всевозможных «надбавок» по результатам судебного процесса государством взимается часть суммы.

  Впрочем, мы отвлеклись от темы. Сказать честно, оправдания руководителя филиала страховой компании и юриста меня не очень-то разжалобили. Их проблемы – это их проблемы. Я – обычный потребитель, клиент.

Договор ОСАГО является публичным, я его заключаю не по своей воле. Так будьте добры обеспечить мне «безболезненное» получение этой процедуры. Как многие из нас убедились на собственном опыте, оформить полис ОСАГО в Волжском – проблема.

Некоторые по незнанию, первым делом пишут заявление в прокуратуру, но это, как выяснилось, не по адресу. «Наша компетенция начинается с того момента, когда регуляторы рынка данных услуг не принимают адекватных действий. Контроль и надзор за страховыми организациями осуществляет департамент страхового рынка Банка России или его региональные подразделения. Органы прокуратуры не подменяют в рамках надзора собой другие контролирующие органы.

Только если у этих органов возникают проблемы – подключается прокуратура, – прокомментировал старший помощник прокурора Волгоградской области Олег Пикуров.

Одним из таких контролирующих органов является УФАС – Управление федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области. Но там у вас примут заявление по жалобе только на «Россгострах». поскольку только эта компания признана на рынке страховых услуг монополистом. Если же вас «обидела» другая страховая компания – придется обращаться в отдел защиты прав потребителей Роспотребнадзора или сразу в суд.

Более того, заявление в УФАС должно подкрепляться необходимыми документами, перечень которых установлен Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 263). В частности, к вашему заявлению необходимо приложить доказательства обращения в страховую компанию с заявлением о заключении договора по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 01.07.2009 N 67н. а также доказательства направления в страховую компанию документов, предусмотренных п. 15 Правил.

Чтобы рассчитывать на ответ, заявление необходимо направлять в адрес страховщика заказным письмом с уведомлением, по месту нахождения главного офиса на территории того региона, где страхуется автовладелец. То есть в «Росгосстрах» нужно писать по адресу головного офиса по ОСАГО в Волгограде на ул. Невская, д. 11а.

Не соблюдение со стороны заявителей установленного порядка делает в дальнейшем невозможным защиту нарушенных прав, как в административном, так и в судебном порядке, предупреждают антимонопольщики.

Как вы поняли, такие же действия нужно совершить и в случае, если вам отказали в заключении договора «автогражданки» в других страховых компаниях. Только вместо жалобы в УФАС вам придется подать заявление либо в Роспотребнадзор, либо самостоятельно (или с помощью адвоката) подать исковое заявление в суд на основании ст.ст.426, 445 Гражданского кодекса РФ и п.14 Правил № 263. В этом случае вы можете потребовать и возмещения причиненных убытков при их наличии (штрафы, расходы на оказание услуг по перевозке и т.д.).

Примеры таких выигранных дел в Волгоградской области есть. В июле 2014 года, например, Михайловский районный суд привлек местного менеджера по офисным продажам страхового отдела «Росгосстраха» к административной ответственности за нарушения требований законодательства о защите конкуренции и об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств – штрафу в 10 тысяч рублей. Но, обратите внимание, как вывернулась страховая компания – мол, это менеджер проявил ненужную «инициативу», а сама компания якобы, ни при делах.

Терпеть до октября?

Давайте честно: у меня после получения всей этой информации желание доказывать свою правоту перед страховщиками ОСАГО пропало. Ну, кто, скажите, будет заморачиваться сначала с направлением заказных писем, потом жалоб по определенным формам в УФАС или Роспотребнадзор – единицы.

Готовя материал, попытался найти юрфирму, которая согласится сделать все это за меня за определенный процент – не нашел. В Волжском филиале «Российского союза автострахователей» честно сказали: «Не выгодно». Вот если бы я попал в ДТП – тут бы они долг у страховой компании выкупили прямо в день обращения.

Несколько других «автоюристов» также с недоумением выслушали мою просьбу.

В Волжской городской коллегии адвокатов № 1 помочь были, в принципе, готовы, но высказали сомнение, что это будет для меня выгодно с материальной точки зрения. Суд обяжет компанию заключить со мной договор ОСАГО, но вот удовлетворит ли судья заявленную сумму издержек на адвоката – вопрос. В последнее время в судах Волгоградской области сложилась странная практика, когда судьи, назначая размер компенсации за работу адвоката, руководствуются чем угодно, но не утвержденными Адвокатской палатой расценками.

Скорее всего, большинство из нас предпочтут, как и наш читатель, «договориться» с менеджером какой-нибудь страховой компании в вагончике у МРЭО, и получить ОСАГО пусть и с «допами», но подешевле.

Впрочем, если начать тяжбу со страховой компанией месяца за два до завершения срока страховки, можно успеть к нужной дате обязать компанию все-таки выдать «дефицитный бланк».

Поэтому, увы, остается ждать октября 2014-го года и надеяться, что тогда проблем с заключением ОСАГО не будет.

4 thoughts on “ Сага об ОСАГО — как застраховать автомобиль в Волжском? ”

Источник: pulsportal.ru

Случайно подобранные статьи:

-=Как самому застраховать автомобиль=-.Полис ОСАГО.


Статьи, которые будут вам интересны: