Онлайн юридическая консультация бесплатно по осаго

      Комментарии к записи Онлайн юридическая консультация бесплатно по осаго отключены

Страхователем признается лицо, заключившее договор обязательного страхования со страховщиком. Необходимость заключения договора обязательного страхования связана с обладанием страхователем источником повышенной опасности — транспортным средством, использование которого может причинить вред. Поэтому страхователь — это владелец транспортного средства, которое используется на территории Российской Федерации.

Понятие владельца транспортного средства в отношениях по обязательному страхованию идентично понятию владельца источника повышенной опасности, содержащемуся в ч. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ, под которым понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.) (ст. 1 Закона об ОСАГО).

Кроме этого, Законом определяется, что лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, традиционно не является владельцем транспортного средства, или — по терминологии ст. 1079 ГК РФ — владельцем источника повышенной опасности.Онлайн юридическая консультация бесплатно по осаго И здесь можно обнаружить некоторое несоответствие.

Ведь обладание транспортным средством на основании договора аренды или на основании выданной доверенности относится к случаям заключения гражданско-правовых сделок с собственником или иным владельцем транспортного средства. Это означает, что такое лицо становится владельцем транспортного средства. А в данном случае, по смыслу данной нормы, лицо не является владельцем транспортного средства.

Поэтому в Закон целесообразно внести уточнения, что здесь речь идет только о случаях оформления трудовых отношений посредством гражданско-правовых договоров.

В случае если у транспортного средства несколько владельцев (например, автомобиль принадлежит супругам либо в силу выданных доверенностей собственник допустил к владению и пользованию транспортным средством несколько лиц), то страхователем является один из владельцев транспортного средства по их совместной договоренности, остальные же лица должны быть указаны в качестве водителей транспортного средства. Вопрос об уплате страховых взносов и доле участия в этом каждого из владельцев также решается владельцами транспортного средства совместно.

На страхователя по обязательному страхованию распространяются и общие нормы гражданского законодательства, регламентирующие статус данного субъекта. В частности, исходя из положений ст. 5 Закона о страховании и положений части первой ГК РФ страхователями могут выступать как юридические, так и дееспособные физические лица.

Данное положение распространяется как на российские юридические лица любой организационно-правовой формы, так и на иностранные организации, равно как на российских, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

В отношении страхователей — физических лиц сделан особый акцент на том, что лицо должно быть дееспособным. В соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность лица в полном объеме наступает с 18 лет либо с момента вступления в брак до достижения возраста 18 лет. Исходя из положений семейного законодательства, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить несовершеннолетним вступить в брак, если к этому моменту они достигли возраста 16 лет (ч.

1 п. 2 ст. 13 Семейного кодекса РФ). Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения 16 лет, могут быть установлены законами субъекта Российской Федерации.

Примерно в 11 субъектах Российской Федерации приняты специальные нормы на этот счет.

Еще одним случаем признания гражданина полностью дееспособным является его эмансипация. Эмансипированным может быть признан несовершеннолетний, достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

В случае если владельцем транспортного средства является несовершеннолетний (например, при получении транспортного средства в порядке наследства, дарения и др.), то формально он не сможет застраховать обязательную гражданскую ответственность и уж тем более не может быть включен в полис в качестве водителя транспортного средства.

Вариантами разрешения ситуации, которое позволит осуществлять использование транспортного средства, является выдача несовершеннолетним доверенности какому-либо дееспособному лицу в целях осуществления владения и пользования транспортным средством либо в иное временное использование по договорам аренды или договору безвозмездного пользования. При этом согласно ст. 26 ГК РФ выдача доверенности несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет либо заключение договоров аренды или безвозмездного пользования должно осуществляться лишь с письменного согласия их законных представителей — родителей, усыновителей или попечителями.

В том случае, когда владельцем транспортного средства являются малолетние — граждане в возрасте от 6 до 14 лет, то выдача доверенности от имени малолетних либо совершение иных гражданско-правовых сделок осуществляются их родителями, усыновителями или опекунами

(ст. 28 ГК РФ). Следует также учитывать, что в силу п. 3 ст.

182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Это означает, например, что доверенность не может быть выдана самому родителю, усыновителю, опекуну, которые будут действовать от имени малолетнего.

Иной случай кардинального решения проблемы — отчуждение транспортного средства по договору купли-продажи по общим гражданско-правовым правилам заключения сделок, установленным ст. 26, 28 ГК РФ.

Страхователь самостоятельно определяет водителей — лиц, допускаемых к пользованию имуществом, т.е. к управлению транспортным средством. Как уже отмечалось, Правила дорожного движения к понятию водитель относят также погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо. При обязательном страховании данное понятие сужено по тем причинам, что транспортным средством является механическое устройство.

В том случае, когда имеет место обучение вождению, водителем считается обучающее лицо. Правда, следует сказать, что не всякое обучение вождению является таковым. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком Учебное транспортное средство.

Водитель является участником страхового отношения. В том случае, если водитель допускается к управлению на основании гражданско-правовых действий страхователя, он также становится одним из владельцев транспортного средства, ответственность которого застрахована по обязательному страхованию. Однако ни при каких обстоятельствах таковым не станет лицо, управляющее транспортным средством в силу трудовых функций — работающее в качестве водителя в организации либо у индивидуального предпринимателя.

Законодательство допускает два варианта заключения договора обязательного страхования: а) без ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством; б) с ограничением числа лиц, допущенных к управлению. В первом случае при заключении договора страхователь выплачивает страховой взнос с учетом страхового коэффициента 1.8. Во втором случае коэффициент равен 1.

Права и обязанности страхователя распространяются на лицо, которое будет выступать правопреемником лица, заключившего договоры страхования. Судебная практика знает также случаи, когда обязанности страхователя были распространены на лицо, которое хотя юридически и не являлось правопреемником, но по факту являлось владельцем транспортных средств, ответственность в связи с владением которыми была ранее застрахована предыдущим владельцем, и продолжало пользоваться страховой защитой.

Страхователями по обязательному страхованию могут выступать и публичные образования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В этом случае с учетом положений ст. 125 ГК РФ от их имени и в их интересах выступают уполномоченные органы государственной и муниципальной власти.

Страхователь в обязательном страховании, как и в любом другом виде имущественного страхования, должен обладать страховым интересом в отношении объекта страхования. При страховании гражданской ответственности объектом страхования являются имущественные интересы страхователя как владельца транспортного средства, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред в связи с использованием этого транспортного средства. Поэтому страхователь заинтересован в том, чтобы у него не возникла обязанность по возмещению вреда, а в случае наступления события, которое причинит действиями страхователя этот вред, страхователь заинтересован в том, чтобы этот вред возмещался не им, а страховщиком.

Категория транспортного средства и типы транспортного средства обычно определяются по документу о регистрации транспортного средства. Как установлено ст. 15 Закона об ОСАГО, а равно п. 15 Правил обязательного страхования, при заключении договора обязательного страхования должен быть представлен паспорт транспортного средства, либо свидетельство о регистрации транспортного средства, либо технический паспорт, либо технический талон или аналогичный документ.

В Постановлении Правительства Российской Федерации об утверждении страховых тарифов содержится классификация типов транспортных средств: мотоциклы и мотороллеры, легковые автомобили, легковые автомобили, используемые в качестве такси, прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим организациям, а также к мотоциклам и мотороллерам, грузовые автомобили, прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам.

Обязанность по обязательному страхованию должна быть исполнена при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) до момента регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Физическим лицам

Опубликовано 29.Jun.13 21:42 года

Наши цены для Физических лиц юридическая консультация online бесплатно консультация по телефону юридическая жилищная консультация юристов консультации юриста по жилищным вопросам

Источник: 1yuridicheskaya-konsultaciya.ru

Случайно подобранные статьи:

Юридическая консультация отзывы


Статьи, которые будут вам интересны:

  • Онлайн калькулятор осаго 2014

    Калькулятор осаго рассчитывает страховую премию, доплату при изменениях и возврат при расторжении. Вы читаете инструкцию! Расчет премии ОСАГО. Для…

  • С какого года действует осаго

    Что такое ОСАГО? ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности. Сумма страхового покрытия по ОСАГО составляет 240 тысяч рублей в…

  • Автокалькулятор: как рассчитать осаго

    В отличие от КАСКО, полис ОСАГО или автогражданка — обязательное страхование, которое должен заключить владелец автотранспортного средства. Страхование…

  • Осаго — что это такое

    Опытные автомобилисты знают, что ситуация на дороге может складываться самым непредсказуемым образом. Причиной аварии может стать что угодно – внезапно…