Крах трансаэро расчистил дорогу к росту цен

      Комментарии к записи Крах трансаэро расчистил дорогу к росту цен отключены

Перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно на новогодние каникулы обошелся бы москвичке Жанне всего лишь в 16.000 рублей, но за несколько месяцев до вылета она узнала, что ее рейс отменен. Теперь, чтобы купить новый билет до Нью-Йорка на те же даты, ей пришлось бы добавить к возвращенной ей стоимости билета еще как минимум 32.000 рублей.

Жанна должна была лететь авиакомпанией Трансаэро, полеты которой были прекращены по решению авиационных властей с 26 октября. Уход второго по величине игрока рынка, привлекавшего пассажиров низкими тарифами и частыми распродажами, спровоцирует рост цен, хотя резкого скачка из-за низкой платежеспособности населения не будет. Но эксперты предупреждают об опасности сокращения конкуренции.

А ТЕПЕРЬ — ПОВЫСИТЬ ЦЕНЫ

Остановленная на прошлой неделе Трансаэро своими низкими ценами кредитовала покупателей, надеясь поддержать денежный поток на уровне, необходимом для выживания, говорят участники рынка. Но выжить ей не удалось: агрессивная стратегия роста авиапарка в кредит в условиях девальвации рубля и падения доходов населения окончилась многомиллиардными исками кредиторов и полной остановкой полетов.

Финансовые проблемы Трансаэро — ситуация не уникальная, она характерна сейчас для большинства российских авиакомпаний. Эксперты еще в конце прошлого года предсказывали, что авиация, столкнувшаяся с ростом издержек и снижением международного пассажиропотока, будет генерировать гигантские убытки .Крах трансаэро расчистил дорогу к росту цен

По оценке президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, в прошлом году все российские авиакомпании получили убыток в 24,5 миллиарда рублей, а по итогам 2016 года он может достичь уже 30-40 миллиардов рублей.

Убытки, которые привели в том числе и к краху Трансаэро, растут из-за девальвации рубля, ставшей причиной как сокращения прибыльных международных перевозок, так и роста номинированных в долларах и евро лизинговых платежей, из-за роста цен на авиакеросин и услуги аэропортов.

Цены на топливо, которые в структуре расходов занимают около 30 процентов, выросли примерно на треть, лизинговые платежи (около 20 процентов расходов) — вдвое, сопоставимо подорожали техобслуживание самолетов и аэропортовое обслуживание, говорит глава аналитической службы агентства Aviaport Олег Пантелеев.

Для того, чтобы отрасль вернулась к возможности зарабатывать, нужно повысить цены как минимум на 15-20 процентов на внутренних линиях и не снижать или немного повысить на международных, — говорит он.

Глава Аэрофлота (MCX:AFLT) Виталий Савельев до краха Трансаэро утверждал, что оказавшаяся в тяжелом финансовом положении отрасль нуждается в двух вещах — в сокращении избыточного парка и в росте цен, и предлагал авиакомпаниям договориться, напомнил эксперт.

Найти общий язык так и не удалось, поэтому рынок сам решил первую проблему, выдавив избыточный парк Трансаэро, который вряд ли полностью будет задействован другими авиакомпаниями. Теперь осталось решить вторую проблему — повысить цены.

ИСКАТЬ БАЛАНС

Ценовая политика Трансаэро давила на рынок, но резкого скачка цен после ее ухода не будет, поскольку тарифы находятся в жесткой зависимости от сокращающегося спроса, считает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.

Несколько лет подряд рост перевозок в РФ измерялся двузначными цифрами, но в прошлом году рынок притормозил. В январе-сентябре 2015 года перевозки выросли лишь на 0,7 процента до 73,5 миллиона человек, при этом прибыльные международные перевозки сократились на 13,8 процента, а убыточные внутренние выросли на 16,1 процента.

В ближайшее время рынок будет искать баланс между необходимостью повышать цены и спросом, говорит Тасун.

Цены могут быть подняты, но незначительно, — говорит он. — Если мы (авиакомпании) поднимем тарифы, то пассажира не будет.

В этой ситуации авиакомпании будут подстраиваться под рынок, поднимая цены в первую очередь на популярных внутрироссийских направлениях, где подорожание не сильно скажется на спросе, говорит источник в одной из авиакомпаний.

Представитель Аэрофлота отказался от комментариев, Трансаэро и Ютэйр не ответили на запросы Рейтер. Представитель авиакомпании Сибирь (работает под брендом S7) сказал, что компания в ближайшее время повышать цены не планирует, но от других комментариев отказался.

ДРУГОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

В дальней перспективе уход с рынка второго игрока в отрасли и передача его основных международных маршрутов Аэрофлоту создают угрозу конкуренции со стороны крупнейшего авиаперевозчика, уже занимающего почти 40-процентную долю.

В первом полугодии компания заняла 37 процентов рынка, посчитанного с учетом пассажиропотока иностранных авиакомпаний (14,6 процента), следует из презентации Аэрофлота. У Трансаэро, по оценкам Аэрофлота, было 12 процентов, то есть вместе с ней Аэрофлот занял бы 49 процентов.

По оценке ВТБ (MCX:VTBR) Капитала, доля Аэрофлота после краха Трансаэро превысит 50 процентов.

Если нынешнее состояние будет зафиксировано, группа компаний Аэрофлот окажется фактическим монополистом на рынке международных перевозок и получит ресурс для дальнейшей консолидации отрасли, — написал в своем блоге главный редактор журнала Авиатранспортное обозрение Алексей Синицкий.

Серьезных изменений в тарифной политике компаний не произойдет, если не будет жесткой консолидации, если будут нарушены принципы конкуренции и доступности рынка, — говорит Тасун.

Доминирование Аэрофлота вряд ли приведет к взлету цен, но плохо, что теперь весь рынок будет зависеть от его действий, говорит источник на рынке. Аэрофлот может принять эмоциональное решение о выдавливании с рынка других игроков и устроить ценовую войну, например, с S7, или же не предпринимать никаких радикальных шагов.

Проблема конкуренции со стороны Аэрофлота сильно преувеличена, — считает аналитик ВТБ Капитала Елена Сахнова, приводя в пример рынки Италии, Франции, Испании, где доля национальных перевозчиков превышает 50 процентов.

Цены в ближайшие месяцы обязательно вырастут, процентов на 5-10, но не из-за монополизма Аэрофлота, а из-за того, что тарифы не покрывают затрат, говорит она.

Но если бы Жанна все-таки решила улететь в Нью-Йорк прямым рейсом, то ей пришлось бы за 48.500 рублей купить билет именно у Аэрофлота, поскольку, по данным сервиса подбора билетов Aviasales, других вариантов прямого перелета на эти даты уже нет.

(Глеб Столяров, при участии Кати Голубковой)

Случайно подобранные статьи:

Крах Кризис 2008


Статьи, которые будут вам интересны: