Георгий лунтовский: «банк россии предлагает рассматривать в комплексе вопросы сокращения оборота наличных денег и стимулирования безналичных платежей»

      Комментарии к записи Георгий лунтовский: «банк россии предлагает рассматривать в комплексе вопросы сокращения оборота наличных денег и стимулирования безналичных платежей» отключены

Требуется разумный подход, в том числе и при принятии административных мер.

В России сложилась противоречивая инфраструктура работы с наличными и безналичными деньгами. У рядовых потребителей много возможностей снять купюры в банкоматах, но далеко не все торговые сети оснащены POS-терминалами для приема банковских карт. Решать это противоречие только административными мерами нецелесообразно — такое мнение в интервью НБЖ высказал первый заместитель председателя Банка России Георгий Лунтовский.

ЛЮДИ В ПРОВИНЦИИ ФАКТИЧЕСКИ ЛИШЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ РАССЧИТЫВАТЬСЯ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ

— Георгий Иванович, расскажите о позиции Банка России по вопросу административного ограничения наличного оборота, которую вы изложили в письме Минфину в ответ на его предложение административно ограничить максимальный размер суммы наличных платежей 600 тыс рублей.

— В первую очередь хочу подчеркнуть, что спора как такового нет. Банк России дал заключение, подготовленное на основе действующего законодательства и предполагающее свободное движение денег, капиталов, товаров, услуг. Это не означает, что мы являемся категорическими противниками введения некоторых административных мер.

Когда обсуждалась стратегия развития банковского сектора, именно департамент наличного денежного обращения Банка России вносил предложение добавить в нее меры, связанные с ограничением наличных расчетов.

Центральный банк предлагает рассматривать в комплексе вопросы сокращения оборота наличных денег и стимулирования безналичных платежей. Суть нашего заключения не исчерпывается только отзывом о конкретной мере по ограничению наличных платежей. Мы считаем, что надо думать о развитии инфраструктуры, о создании благоприятных условий для осуществления населением безналичных расчетов.

Здесь нет противоречия с Минфином. Наша позиция основывается на российском законодательстве, на логике рыночных отношений. Вместе с тем мы понимаем, что сегодняшняя ситуация, когда 90 платежей осуществляются наличными деньгами, ненормальна.

Необходимо на государственном уровне стимулировать увеличение доли расчетов в безналичной форме. Что касается Банка России, то мы активно занимаемся реализацией Закона «О национальной платежной системе», развиваем инфраструктуру наличного денежного оборота теми способами, которые входят в нашу компетенцию.

— Насколько остро стоит проблема объемов наличного оборота? Есть ли срочная необходимость ограничивать его административными мерами?

— На сегодня в России уровень платежей наличными деньгами составляет 90. Не так давно этот показатель равнялся 100, безналичные расчеты фактически отсутствовали. Многое, пусть не быстро, меняется. Появляются новые возможности для осуществления платежа, например мобильный телефон, Интернет.

Думаю, что дальше эти процессы будут развиваться более высокими темпами.

Необходимо учитывать некоторые моменты. Например, двадцать лет назад у нас почти не было банкоматов, а на сегодня наша страна занимает одно из первых мест в Европе по количеству банкоматов на душу населения. Назову цифры: 1,29 банкомата на тысячу жителей в России, для сравнения: во Франции 0,87 банкомата, в Италии — 0,76, в Германии — 0,71.

Кредитные организации вложили значительные средства в развитие расчетов через банкоматы и терминалы. При этом более 80 операций по банкоматам — снятие наличных денег с карт. Фактически выходит, что люди получают зарплату и тут же ее снимают.

По оснащенности POS-терминала-ми мы отстаем от европейских стран очень сильно. Во Франции 22 POS-терминала на тысячу жителей, в нашей стране — всего 3,5. Сравните со статистикой по банкоматам, почувствуйте разницу. Складывается противоречивая ситуация. У нас очень много банкоматов, через которые можно снять наличные. А в торговле нет возможности рассчитаться картой, потому что за пределами Москвы практически нет POS-терминалов.

Люди в провинции фактически лишены возможности рассчитываться пластиковыми картами.

Задача и государства, и банков, и бизнеса — оснастить торговые сети и организации, оказывающие услуги, техникой для приема карт. Это потребует некоторых затрат, но даст положительный результат.

— В части установки POS-терминалов в торговле это должно быть административное принуждение или экономическое стимулирование?

— Мы допускаем разумное сочетание этих мер. Конечно, хорошо, если бы все развивалось в свободном режиме, по воле рынка. И торговля оснащалась бы по своему желанию техникой для приема безналичных расчетов, и банки развивали бы разные услуги, новые инструменты. Но не всегда это получается.

Иногда требуется какое-то вмешательство.

Говоря о необходимости введения ограничений наличного оборота на территории России, целесообразно начинать не с запретов, а с создания благоприятных условий для стимулирования населения и других участников рынка к расширению перечня используемых банковских продуктов, обеспечивающих широкое применение безналичных расчетов, массовость и доступность электронных средств платежа. Участники рынка должны понимать, что, выбирая безналичные средства платежа, они получают конкурентные преимущества.

— Вы приводили в качестве аргумента незащищенность безналичных платежей. Но ваши оппоненты отвечают, что наличные деньги украсть проще. Что вы можете ответить на этот аргумент?

— У каждого из способов платежей есть как преимущества, так и недостатки. Если говорить о воровстве, то крадут и наличные, и безналичные, защититься от этого достаточно сложно.

— Лично вы согласны с ограничением максимальной суммы наличных платежей 600 тыс рублей?

— Вопрос не в сумме, конкретную сумму можно обсудить. Вопрос во введении ограничительной меры как таковой. Я считаю, что при осуществлении крупных покупок (недвижимость, автомобили) следует использовать безналичные расчеты.

Это, во-первых, повысит прозрачность сделок, а во-вторых, обезопасит людей, ведь когда у человека на руках крупные суммы наличными — это большой риск.

— Но при переводе больших сумм с банковского счета комиссия для потребителя будет существенной, от 1 за перевод.

— Конечно, у банков появится соблазн поднять комиссии, если будет принята такая административная мера, как обязательная оплата крупных сумм через банковские счета. Этот вопрос нуждается в регулировании.

— Банк России против административного ограничения наличности, а Сбербанк — за. Вы, будучи членом наблюдательного совета Сбербанка, не видите в этом противоречия?

— Противоречия нет, потому что, повторюсь, мы не являемся категорическими противниками административных мер. Мы лишь указываем, что проблему надо решать в комплексе. Недостаточно принять законодательное решение платить только безналичными, необходимо посмотреть, каковы будут последствия этой меры и насколько граждане смогут реализовать свои права на приобретение товаров и услуг.

Мы за разумный подход, в том числе и при принятии административных мер.

ВИДНО, ЧТО ЛЮДИ ПОСТЕПЕННО ПРИВЫКАЮТ К КАРТАМ

— Каковы причины такой любви людей к наличным? Насколько, по вашей оценке, велика в этом роль неразвитой инфраструктуры, а насколько — психологии людей?

— Мы ежегодно проводим социологический опрос, выясняя отношение граждан к наличным и безналичным расчетам. По итогам 2011 года подавляющее большинство населения (более 90) оплачивает товары и услуги наличными деньгами. В последнее время увеличивается доля владельцев банковских карт. В 2011 году она возросла на 11,4 и достигла 52. 84 пользователей предпочитают сначала снимать необходимую сумму через банкоматы, а затем тратить их.

Только 16 респондентов при оплате покупок отдают предпочтение банковским картам. Вообще используют безналичную форму оплаты хотя бы время от времени около 49 держателей карт. Но вместе с тем средняя стоимость товаров и услуг, которая оплачивается банковской картой, снизилась фактически в два раза: в 2008 году — 4075 рублей, а в 2011 — 2250 рублей.

Видно, что люди постепенно привыкают к картам.

— Судя поданным этого исследования, среди наиболее материально обеспеченных категорий населения картами владеют 73, дело и в доходах граждан…

— Конечно! Если у человека зарплата 15-20 тыс рублей, зачем ему карта? Он покупает продукты там, где карты не принимают: на рынке или в палатках. С ростом доходов люди будут больше пользоваться картами.

Это связанные явления.

— По вашему мнению, переход на «безнал» — вопрос смены поколений?

— Практика показывает, что даже в развитых странах люди в возрасте свыше 60 лет предпочитают наличные деньги. Конечно, молодежь технически подкована, молодые люди чаще используют электронные средства платежа. Наверное, смена поколений влияет на этот процесс.

Правда, даже если взять развитые государства, которые уже давно идут по этому пути, то в разных странах различная ситуация с безналичными расчетами. В Японии, наиболее технически продвинутой стране, очень большой объем наличных, в США — 30, в Великобритании — 56, в Германии — 86. Речь идет о количестве транзакций.

В мире доля безналичных платежей в общей сумме больше за счет крупных операций.

Уровень достаточности наличных денег в экономике, который рассчитывается как отношение наличных денег в обращении к ВВП, в России в 2011 году составил 10,9, в Германии — 8,9, во Франции — 8,5, в США — 6,9, а вот в Японии — 18,9, это очень много.

Еще один показатель — доля наличных средств платежа в денежной массе М2. У нас она, конечно, очень высокая -свыше 24, тогда как в развитых странах, например, в США — 7, в странах еврозоны — 9. Этот показатель характеризует объем наличных в обращении.

БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ВО ВСЕХ СТРАНАХ ПРЕДПОЧИТАЮТ РАССЧИТЫВАТЬСЯ НАЛИЧНЫМИ

— Каковы предпосылки полного отказа от наличных в Швеции?

— Уже сегодня в ряде зарубежных стран при оплате товаров и услуг население предпочитает использовать безналичные средства платежа, поэтому их доля постепенно увеличивается.

Швеция стала первой страной, заявившей о возможности полного отказа от наличных. Для подобного заявления есть довольно веские основания. В этом государстве налажена разветвленная инфраструктура для совершения безналичных платежей, и население психологически перестроилось на использование электронных денег, при этом в СМИ постоянно упоминается удобство использования и безопасность безналичных расчетов.

Общественный транспорт, магазины, многие банки работают в этой стране только с электронными инструментами. В небольших странах с развитой банковской системой и инфраструктурой безналичных платежей это возможно.

Другой вопрос, нужно ли это? Особенно если учесть отношение населения. Все-таки большинство людей в всех странах предпочитают рассчитываться наличными.

Что выйдет из этих планов Швеции — посмотрим.

— В 2011 году украинские торговые предприятия обязали установить P0S-терминалы для приема карт. Как изменилась ситуация с наличным оборотом в этой стране?

— Действительно, согласно постановлению правительства Украины торгово-сервисные предприятия должны были в обязательном порядке установить POS-терминалы, причем их количество должно быть не менее 50 от числа кассовых аппаратов. До 1 июля 2011 года прием безналичной оплаты должны были обеспечить все торговые точки в городах с численностью населения более ста тысяч человек, до 31 декабря 2011 года — в населенных пунктах, где проживает более 25 тысяч граждан.

В 2011 году рынок безналичных платежей Украины продемонстрировал неплохую динамику. Количество POS-терминалов увеличилось на 17,6. Доля безналичных расчетов в общей сумме розничных платежей возросла с 6,5 до 8,1, а в общем количестве розничных трансакций — с 17,5 до 24,5.

В то же время доля наличных (МО) в денежной массе (МЗ) за 2011 год снизилась на 2,5 процентных пункта и на 1 января 2012 года составила 28,1.

Проведенное в Украине исследование показало, что отсутствие POS-терминалов это не единственная причина, препятствующая развитию безналичных розничных платежей. У украинцев наблюдается сильная психологическая привязанность к наличным деньгам, а также отмечается низкий уровень доверия к продавцам в магазинах.

Украина пытается добиться роста доли безналичных платежей преимущественно с помощью административных мер, однако этого недостаточно. Для увеличения значимости безналичных расчетов нужны стимулы как для потребителей, так и для торгово-сервисных предприятий.

ПРИ ОБРАБОТКЕ НАЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЯ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО НА БОЛЬШИХ ОБЪЕМАХ

— Насколько эффективно сейчас отлажено обращение наличных денег? Расскажите, пожалуйста, о мерах, которые Банк России предпринимает для оптимизации наличного обращения.

— Для нашей страны характерна модель организации денежного обращения, при которой обработка наличности на всех этапах движения денег находится под жестким контролем Банка России и производится его силами. Она носит название «Традиционная» или «Контроль».

Учитывая международный опыт и российские особенности, ЦБ РФ разработал модель управления наличным денежным обращением, в рамках которой Банк России, оставляя за собой контроль, делегирует часть своих полномочий в области транспортировки, обработки и хранения денежной наличности коммерческим структурам. За ЦБ сохраняется исключительное право выпуска и изъятия денежной наличности, уничтожения ветхих банкнот, хранения стратегических запасов денежной наличности, а также проверки подлинности купюр с учетом признаков наивысшей степени защищенности.

Главной целью разработки модели является модернизация действующей системы управления наличным денежным обращением в нашей стране при условии оптимизации структуры, сокращения расходов и численности служащих в подразделениях Банка России, связанных с организацией наличного денежного обращения.

Предлагаемая оптимальная модель управления наличным денежным обращением включает несколько элементов: уменьшение количества кассовых центров и их укрупнение, применение аутсорсинга (передача части функций по распространению, перевозке, обработке и хранению денежной наличности специализированным компаниям), повышение эффективности использования действующих счетно-сортировальных машин, совершенствование технологии обработки и хранения денежной наличности, разработку оптимальной схемы перевозок денежной наличности от печатных фабрик и монетных дворов до учреждений Банка России, оптимизацию численности работающих в сфере наличного денежного обращения.

— Каким образом будет совершенствоваться инфраструктура Банка России для обработки наличных в ближайшем будущем?

— В наших планах создание крупных кассовых центров в регионах, и мы последовательно их реализуем. Мы создали в Краснодаре современный крупный кассовый центр, который обслуживает огромный регион. Заканчивается строительство Главного расчетно-кассового центра (ГРКЦ) в Воронеже. Он будет работать на несколько областей. В 2013 году закончится возведение крупного кассового центра в Хабаровске.

Необходимость появления такого центра остро назрела, потому что на данный момент есть проблема с приемом наличных, нет достаточных помещений, а регион огромный. Завезти достаточно денег мы не можем в силу того, что площадь хранилищ ограничена. Строительство крупных кассовых центров — это разовые капитальные затраты, которые повлекут сокращение текущих расходов.

Кассовый центр в Хабаровске будет обслуживать большой Дальневосточный регион, выполнять все необходимые функции: и подкреплять денежной наличностью, и уничтожать деньги. В этом году начнется строительство аналогичных центров в Новосибирске, Ярославле и Туле.

Развивая технологии в обработке денежной наличности, мы пошли по пути создания аппаратно-программных комплексов, что позволило повысить производительность труда в среднем в два раза по стране. В результате уменьшилось количество машин, людей и площадей, которые мы занимаем для обработки наличности. Каждая из этих мер приводит к общему сокращению расходов в целом по стране.

— В чем заключается смысл и цели стандартизации в наличном денежном обращении?

— Стандартизация, а точнее, унификация купюр и их защитных признаков — это естественная характеристика банкнотного ряда. Все существующие банкноты выполнены в едином художественно-композиционном стиле. На них есть одинаковые признаки принадлежности к текущей серии и одинаковые текстовые реквизиты.

Но гораздо важнее, что все они имеют одинаковые машиночитаемые защитные признаки, что делает их удобными для обработки на счетно-сортировальных машинах и в купюроприемных устройствах банкоматов и платежных терминалов.

Существующая нормативная база достаточно подробно определяет условия процессов обработки, кассового оборудования. ЦБ установил требования к проверке счетно-сортировальными машинами не менее четырех машиночитаемых защитных признаков на банкнотах Банка России, определил критерии ветхости.

Другое важное направление стандартизации, которое мы активно развиваем, — это стандартизация в упаковке и в логистике денежной наличности. Эффективность операций по хранению, приему и передаче ценностей, их обработке напрямую зависит от объема депозита и степени автоматизации операций. В частности, в настоящее время проходит испытание укрупненная монетная упаковка.

Увеличивается количество территориальных учреждений Банка России, применяющих кассетную технологию приема и обработки денежной наличности. Проводятся работы по внедрению идентификаторов упаковок на основе штрих-кодовой идентификации. Это позволит отслеживать весь путь упаковки от момента ее формирования в кредитной организации или учреждении Банка России до момента уничтожения.

Ожидаемый полезный эффект от внедрения стандартизации процессов обработки денежной наличности — повышение производительности труда и кассового оборудования, снижение количества ошибок, связанных с человеческим фактором, повышение степени контроля.

— Удается ли банкам оптимизировать работу с наличными деньгами?

— Дело в том, что при обработке наличных экономия возможна только на больших объемах. Это очень трудоемкая и неприбыльная деятельность. Во многих развитых странах работа с наличными — самостоятельный бизнес. В Англии перевозчики наличных денег занимаются их обработкой.

Банки отдают решение этой задачи на аутсорсинг. У нас на сегодня многие кредитные организации имеют собственную инкассацию, кассы пересчета. Это затратно. Если масштаб большой, то такие расходы, наверное, оправданны, а если маленький, то это издержки.

За счет объединения, концентрации объемов можно добиться экономии. Но наши банки по этому пути идут медленно, считая, что существует опасность потерять клиента.

— В сфере ИТ банки уже привыкают к аутсорсингу, в сфере работы с наличными — пока нет. Почему? Отсутствуют компании, которые предоставляют такие услуги?

— Такие компании есть. Возьмем, к примеру, «РОСИНКАС». Это бъединение фактически оказывает услуги многим торговым предприятиям и банкам.

Сейчас оно занимается обработкой наличных денег, у него более 20 кассовых центров по стране, и их количество будет расти. Постепенно, медленно, но процесс передачи этой деятельности «на сторону» идет.

Когда доходность банковских операций в 1990-х годах была очень высокой, кредитные организации могли себе позволить содержать и инкассацию, и кассы пересчета. Сейчас, когда разница между расходами и доходами сокращается, банки начинают считать деньги, издержки и понимают, что надо принимать меры экономии.

— Появились сообщения, что Банк России планирует отслеживать номера банкнот. Для чего это будет делаться?

— Действительно, сейчас мы начали реализацию очень интересной программы. Она в первую очередь будет внедрена в кассовых центрах Банка России, которым предоставлено право уничтожения банкнот. Это технология считывания серийных номеров купюр.

Несколько кассовых центров Банка России уже оснащены техникой, которая способна распознавать серийные номера банкнот. Формируется соответствующая база данных. Возможность считывания серийных номеров позволит решать самые разные задачи, например, отслеживать миграцию банкнот, срок их службы.

— Банки должны подключиться к процессу создания базы номеров купюр?

— Это делается только в рамках системы Банка России. Со временем коммерческие банки, может быть, сами к этому придут. Но на сегодня это им не нужно, и принуждать банки мы не будем.

ГОДНЫЕ БАНКНОТЫ НЕ БУДУТ ПРИЗНАВАТЬСЯ ВЕТХИМИ

— Координируются ли усилия Банка России с Гознаком?

— Да, конечно. У нас в стране есть две печатные фабрики — в Перми и в Москве. До недавнего времени было разделение: один регион печатает одни номиналы, второй — другие.

Мы вынуждены были в одном из центров собирать эти банкноты, а потом уже доставлять до места назначения. Сейчас мы договорились с объединением Гознак, что обе фабрики печатают все номиналы. Одни регионы России обеспечиваются денежной наличностью из Москвы, другие из Перми.

В результате мы деньги везем напрямую в ГРКЦ и таким образом сокращаем расходы за счет более разумной логистики.

— А что сделано в вопросе продления срока службы банкнот в последнее время?

— Меняется материал, на котором они печатаются. Сейчас это хлопок. Мы в виде эксперимента использовали покрытие банкнот лаком.

По нашим данным, срок службы банкнот увеличился.

Но здесь есть еще один нюанс, о котором мало кто знает. Когда мы на нашей технике обрабатываем наличные деньги, часть купюр отсеивается в ветхие и идет на уничтожение. Тем более что сейчас там, где у нас стоит оборудование для уничтожения, все это делается в режиме online. Банкноты сразу идут в шредер.

Поэтому очень многое зависит от того, насколько ответственно и качественно мы подходим к вопросу отсева ветхих купюр. Можно даже новую банкноту отсеивать в ветхие — все зависит от настроек машины. Сейчас мы разработали стандарты по определению ветхости банкнот и настроили соответствующим образом нашу технику.

И мы можем дать гарантию на 100, что годные банкноты не будут признаваться ветхими. Ведь замена ветхих купюр на новые — это наши расходы, если мы сто банкнот уничтожили, то сто должны напечатать. Сейчас отсев ветхих денег сократился, и соответственно, будут уменьшаться расходы на изготовление новых банкнот.

— Нет ли у Банка России планов по введению новых номиналов купюр?

— Нет, мы не видим в этом необходимости. Правда, нас беспокоит тот факт, что объем пятитысячных банкнот по сумме сейчас уже более 50. Печатать десятитысячную банкноту, чтобы она завтра тоже доминировала на рынке, нет смысла.

Половина страны получает зарплату 15-20 тыс рублей, и кому нужна такая крупная банкнота? На сегодня я не вижу смысла выпускать дополнительный крупный номинал.

ПРОБЛЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОМАТОВ НЕ БУДЕТ

— Появились сообщения, что с нового года банки могут столкнуться с необходимостью замены части парка своих банкоматов, не соответствующих новым требованиям ЦБ по борьбе с фальшивомонетничеством. По состоянию на конец октября текущего года, этим требованиям удовлетворяла лишь одна модель. Что произойдет с 2013 года с банкомат-ными сетями, потребуется ли их масштабная модернизация?

— Указанием Банка России уточнены требования к оборудованию (в том числе к банкоматам) с функцией рециркуляции (полистное вложение наличных денег и выдача принятых наличных денег без обработки в кредитной организации). В соответствии с указанием такие устройства обязаны проверять не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот из перечня, установленного Банком России. Изменение вступает в силу с 1 января 2013 года.

Требование введено с целью обеспечения чистоты наличного денежного обращения и дополнительной защиты физических лиц от получения неплатежеспособных и фальшивых купюр.

К настоящему моменту два типа банкоматов, работающих в режиме оборота или рециркуляции банкнот, прошли тестирование с положительным результатом в сервисном центре ЦБ. В разной степени завершенности испытание еще четырех моделей банкоматов.

В случае если банкомат с функцией рециркуляции не проходит до 1 января 2013 года тестирование в сервисном центре Банка России на соответствие требованиям нормативных актов ЦБ в части проверки не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот, функция рециркуляции у таких банкоматов должна быть отключена. Стоимость отключения функции рециркуляции составляет примерно 1,5-6 тыс рублей.

По предварительной информации, большинство типов банкоматов, которыми оснащены кредитные организации, успешно пройдут испытания, и проблем с их использованием не возникнет.

— По оценке Банка России, кредитные организации уделяют достаточно внимания безопасности банкоматов?

— Мы поддержали предложение Ассоциации российских банков, касающееся возможности разработки Банком России рекомендательного стандарта безопасности для банкоматов и платежных терминалов, которым кредитные организации могут руководствоваться в своей деятельности с целью противодействия хищению денежных средств.

В настоящее время в Центральном банке прорабатывается вопрос о выпуске документа, содержащего рекомендации по повышению уровня безопасного использования банкоматов и платежных терминалов.

— Меняются ли нормативы в сфере перевозки денег в связи с большим количеством нападений на инкассаторов?

— Банк России и МВД занимаются разработкой стандарта безопасности перевозок наличных денег. Анализ случаев хищения показывает, что требования, которые заложены в наших нормативных актах, не выполняются. Это происходит, когда привлеченные организации экономят на бронировании, обучении и подготовке персонала и многом другом.

Требования Банка России и МВД будут предъявлены к перевозчикам наличности, и, возможно, некоторые компании уйдут с этого рынка. Крайне принципиален вопрос, насколько защищены и подготовлены сотрудники инкассаторских фирм. Можно дать людям бронежилет и автомат, а они не знают, как себя вести в экстренных ситуациях.

А это очень важно, ведь дело касается жизни и смерти.

— Сбербанк начинает устанавливать в своих банкоматах устройства, которые в случае взлома портят наличность. Другим банкам тоже необходимо это делать?

— Эта практика началась с внедрения контейнера для перевозки банкнот, в котором есть устройство, окрашивающее банкноты специальными чернилами. Мы приняли нормативный документ, который позволяет Сбербанку обменять испорченные банкноты в Банке России. То же самое Сбербанк планирует сделать для банкоматов, чтобы не было соблазна вскрыть кассету и забрать деньги.

У него есть экономические возможности внедрять подобные новинки.

Тут важна еще и практика. Мы сейчас внимательно изучаем опыт Сбербанка по работе с контейнерами, хотим его обобщить. Смысл внедрения этих контейнеров заключается в том, чтобы сделать бессмысленным для грабителя нападение на лицо, перевозящее денежную наличность в этих контейнерах, из-за невозможности несанкционированного вскрытия контейнера.

Грабитель должен понимать, если он украл контейнер, то деньгами воспользоваться не сможет.

Такая практика активно применяется во Франции. Мы изучали опыт французских коллег. Инкассаторы там ездят без оружия, на обычных, небронированных автомобилях. Им дана установка: в случае нападения просто отдавать контейнер.

И часто эти деньги находили выброшенными, потому что они окрасились. У похитителей нет возможности обменять эти банкноты.

— По вашему мнению, практика использования таких средств защиты наличных денег будет распространена на нашем рынке?

— Хорошо, что локомотивом в этом вопросе выступает Сбербанк. Если практика покажет эффективность такой меры, думаю, и другие банки возьмут ее на вооружение.

Случайно подобранные статьи:

  • Рейтинговый обзор: капитал банков и его характеристики
  • Кому война, а кому и мать родна

Георгий Долголенко. \


Статьи, которые будут вам интересны:

  • Как банк россии может заморозить доллар, наше дело – труба, и оно пахнет керосином, сфера влияния сша

    Сегодня в блогах: Яков Миркин, Андрей Нальгин, Сергей Журавлев, Николай Кащеев, Владимир Миловидов, Егор Сусин, Каллен Роше, Пол Кругман, Тайлер Дерден,…

  • Олигархи помирились, банк россии и будущее, «газпром» против пенсий, безумие печатного станка, хочет ли запад экономии

    Сегодня в блогах: Анатолий Гавриленко, Сергей Журавлев, Максим Авербух, Тайлер Дерден, Егор Сусин, Скотт Самнер, Анатоль Калецки, Брэд Пламер, Ив Смит,…

  • Что решил ецб, банк россии сохраняет спокойствие, жизнь в кредит сводит с ума, забудьте об ipo, частные деньги

    Сегодня в блогах: Николай Кащеев, Дилан Мэттьюз, Крэйг Пирронг, Сергей Журавлев, Сергей Алексашенко, Андрей Нальгин, Максим Авербух, Анатоль Калецки,…

  • Комментарий к новому положению банка россии об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт

    В соответствии с целым рядом документов программного характера (Стратегией развития платежной системы, Стратегией развития банковского сектора Российской…